Пряжки    

    Пряжка имеет давнюю историю. Настолько древнюю, насколько хватает человеческой памяти. Люди с древнейших времен использовали пояса и ремни. Совершенно понятно, что ни один ремень не может обойтись без пряжки. Ведь если пояс или шарф можно было закрепить узлом или брошью, то ремень без пряжки закрепить нельзя. С самого начала это были довольно грубо обработанные вырезанные из кожи полосы с кожаными или костяными пряжками. Позже, в бронзовый век, появились дорогие бронзовые пряжки. Это были уже почти драгоценные пряжки. Конечно, им далеко до современных серебряных пряжек или пряжек hi-tek, но все же это были настоящие пряжки. Те пряжки - прабабушки современных нарядных и модных пряжек.

    Все древнейшие культуры от Крито-Микенской цивилизации, от Шумера и Ассирии до Древнего Египта и до великих восточных цивилизаций Индии и Китая не пользовались ремнем, как аксессуаром. Тем не менее, пряжки тех материальных культур существуют. Эллинский и древнеримский мир не носил ремней с пряжками. Древние греки и римляне пользовались поясами, как и до них шумерийцы, древние персы, египтяне, индусы и китайцы. Пояса всегда были очень важной деталью как мужского, так и женского туалета во всех древних цивилизациях, являясь частью знаковой социальной системы. Пояса сигнализировали о состоятельности и статусе своего хозяина. Например, в Древнем Риме только танцовщицы и гетеры не обязаны были подпоясывать хитон. Для всех остальных необходимость пояса была само собой разумеющейся естественной необходимостью, о которой особенно и не размышляли - просто "так делали все и всегда". В связи с таким фактом истории правомерен вопрос, зачем же понадобились древним пряжки, которые постоянно находят археологи в процессе раскопок? Из рассказов археологов, мы знаем, что люди победнее пользовались костяными пряжками, вожди и знатные члены родов и племен -- дорогими пряжками из бронзы, покрытой тонким слоем серебра.

    Пряжки, как удобные застежки, были очень распространены в повседневном быту, особенно в быту простых людей. Пряжки были распространенной частью военной амуниции всех древних цивилизация, особенно в среде варварских народов. И хотя в варварской Европе издревле в силу климатических условий распространен был ремень с пряжкой, а не пояс, все же после крестовых походов и особенно после падения Византии, ремень с пряжкой остался уделом простонародья. Знать же переняла манеру ношения поясов. В средневековье пояс являлся прежде всего символом целомудрия девушки и замужней женщины. Поэтому многие рыцари, отправляясь в дальние походы, "заковывали" своих жен в специальные "пояса верности", ключ от которых увозили с собой. А во многих городах средневековой Европы женщины сомнительного поведения вообще не имели права носить пояс. В расцвет средневековья к поясу подвешивали кошельки, кисеты, зеркальца, гребенки и т.д.

    Даже в военной амуниции стали использоваться не ремни с прочными пряжками, а пояса, кушаки и перевязи. Но и здесь не обошлось без пряжки. Например, банделье (Bandeliert ) - это обвязанная вокруг талии широкая полоска материи типа кушак. К ней прикреплялась шпага или сабля, к ней в XV и XVI веках после изобретения огнестрельного оружия, прикреплялись, кроме шпаги, еще пороховница, гильзы и т. д. К XVII веку банделье превратился в модный аксессуар кавалера, носящего шпагу. К баендельеру добавлялась перевязь - полоска дорогой материи, чаще всего шелковой, свободно перекинутая через одно плечо, наискось перекинутая на противоположный бок и связанная на боку или на спине со свободно спускающимися концами поверх одежды. Затем в моду вошел новый обычай украшать перевязь дорогими декоративными пряжками. Особенно прочными, не шелковыми, а кожаными были военные перевязи с прочными пряжками. Военные перевязи должны были быть прочными - они стали "знаками различия", к ним крепилось оружие, стало быть, и пряжки должны были быть не только декоративными. Вероятней всего перевязи с пряжками ведут свою родословную от Hornfessel -- декоративного ремешка с пряжкой, который надевался через левое плечо в XIV и XV веках для ношения охотничьего рога. Примерно тогда же, с XIV века, пряжками стали украшать и обувь. В моде Людовика XIV царствуют пряжки. Они повсюду - на перевязях, на туфлях, на шляпах военных, как знаки различия. Перевязи с пряжками определенной формы и цвета означали один полк, другого цвета пряжки и перевязи принадлежали к другому ведомству. Перевязи и пряжки на них, а также пряжки на обуви и шляпах были разными и в армиях разных государств, чтобы во время военных действий не перепутать "своих" и "чужих".

    Таким образом, пряжка, продолжала свою жизнь в веках. Но в XVII и XVIII веках, в эпоху Просвещения, пояс уступает свои позиции. Мода просвещения обходится без пояса, впрочем, и тем более без пряжки, этих "пережитков аристократизма". И все же ремень с пряжкой остается, как и раньше, уделом повседневной жизни простого народа. Несмотря на то, что в канун Первой мировой войны, в период глубокого декаданса, мода вернулась к поясам и кушакам, ремень опять выжил в среде народа и в среде спортсменов. В тот период ремень с пряжкой являлся типичным элементом спортивной одежды. Во время двадцатого столетия ремни с пряжкой завоевали мир до конца. Ремень и пряжка царствовали повсюду. На застежках школьных портфелей, в портупеях милиционеров и военных, на унтах и шлемофонах летчиков и танкистов. Пряжки на модных женских сумочках, на модельных туфельках модниц, на спортивном инвентаре спортсменов, на шляпах, на рукавах курток, на шляпах и шляпках. Всюду, куда вы не кинете взор, всюду вы обнаружите пряжку.

© 2020 poyasok68.ru

Тамбов, ул. Октябрьская 16Б

(ТД «Москва»)

Сайт посетили уже: